Статья М.Б. Хавина в журнале «Люди ветра»

Документы

Для хождения по Белому морю не требуется каких бы то ни было разрешений таможенных или пограничных органов, однако это все‑таки море, имеющее выход в нейтральные воды, поэтому со временем правила могут измениться. Что должно быть оформлено еще до выхода в поход — судовая роль и доверенности на право управления на всех сменных капитанов и шкиперов, если в этой части маршрута не предполагается наличие владельца на борту. Не пожалейте денег и времени и оформите нотариальную доверенность (несмотря на ее невнятный статус): много денег на это не уйдет, а тылы в случае общения с ГИМСом будут прикрыты. Тем более что в Беломорске при выходе из ББК досмотр инспектором проводится в обязательном порядке (телефон местного ГИМСа +7 (81437) 53698, предупредить о своем приходе надо заранее, чтобы были на месте). И еще: в судовом билете класс мореходности должен быть обязательно «морской», а не «5000 м от берега». Иначе не выпустят.


Снабжение

Необходимы стационарная рация морского диапазона (минимально 25‑ватная); GPS-приемник; спасплот; РЛС-отражатель; НЗ, включая пресную воду. Огни должны соответствовать МППСС-72. Учитывая различия между ППВВП и МППСС, лучше иметь два комплекта огней, перекрывающих все возможные комбинации. Также стоит помнить, что вода за бортом соленая, а значит, питьевая пресная вода должна быть на борту в необходимом количестве из расчета 2‑3 л на человека в сутки. По «литературному» обеспечению: нужны лоция (№ 1110), огни и знаки (№ 2105), карты — генеральная 10306 и путевые (Онежский залив 12009, а если вы хотите весь бассейн БМ, то нужны еще 12006, 12007, 12008 и 12042). Также желательно иметь атлас течений Белого моря (№ 6101), таблицы приливов (№ 6001), лучше на этот год, но можно и на другой, главное — иметь ориентировочные высоты и периоды. Дополнительное снабжение — якорь и «тузик». Для Белого моря «тузик» сверхактуален, необходим почти на уровне «необсуждаемого». Иначе просто две трети интересных для посещения мест можно и не планировать — не удастся выйти на берег. Грунт на дне в основном камень, «денфорт» на нем не держит совсем, поэтому без нормального «каменного» якоря, соответствующего вашей лодке, в Белом море делать нечего.


Навигация

Основная новизна для яхтсменов, незнакомых с Беломорьем, заключается в приливно-отливных явлениях. Отметим, что в таблицах приливов нет порта Беломорск, поэтому для пересчета на него необходимо к временам Кеми прибавить 2 часа 30 минут (смещение Кеми от Сосновца — 6 часов 20 минут). Ориентировочные высоты вод (с точностью до 10 — 15%) можно брать по Кеми. По данным лоции, перепады в бассейне Белого моря в основном не превышают 1,5 — 2,5 м с учетом штормовых нагонов, т. е. яхты с осадкой в 1,5 м должны вставать на якоря на глубинах (по эхолоту) не менее 3,5 — 4 м. О течениях следуют помнить следующее:

1. Согласно атласу течений, приливно-отливные течения в среднем не превышают 2 — 2,5 узла, но в реальных условиях картина может существенно не совпадать с усредненным.

2. Приливно-отливные явления вокруг Соловецких островов создают водоворот течений против часовой стрелки: в проливе Западная Соловецкая Салма во  время прилива создаются течения в 2,3 — 3,5 узла, направленные вглубь Онежского залива; в это же время в проливе Восточная Соловецкая Салма течения не превышают 1,5 — 1,8 узла; при отливе же, наоборот, в Восточной Салме — течения до 2,7 — 2,9 узлов из залива, а в Западной Салме скорости не превышают 2-х узлов в максимуме и тоже из залива. Указанное обстоятельство, помимо прочего, способствовало «тюремной славе» Соловков, делая побег с островов практически невозможным: лодок у заключенных не водилось, а бревна море рано или поздно выбрасывало обратно на соловецкий берег.

3. В Белом море достаточно часто наблюдаются так  называемые сулои, т. е. водовороты и местные струйные течения, связанные с приливно-отливными явлениями. Скорости в струях могут быть выше, чем усредненные, при этом лодка, попадая в такие места, становится практически неуправляемой. Сулои могут наблюдаться не только у берега, но и вне видимости его.

Для облегчения жизни штурмана можно практиковать следующий метод ведения прокладки: вместо того  чтобы пытаться «по науке» учитывать ветровой дрейф и течение, лечь на курс, прикинуть ориентировочно  путевой угол (ПУ), зная компасный курс (КК). Пройдя 3 — 5 минут, свериться по GPS и получить суммарный реальный угол между ПУ и КК. Далее надо довернуться по компасу на необходимое число градусов до получения необходимого ПУ по GPS и идти полученным (доведенным) КК. Действуя подобным образом, удавалось вести прокладку практически без «дрейфовой зюки» — невязки и попадать в нужные места, обрабатывая отсчет GPS один раз в 1,5 — 2 часа.


Гидрометеоусловия

Погода на Белом море меняется быстро: от полной ясности до свинцового обложняка со свистом. Типичная ситуация: вышли утром, часов в 8 — 9, из Беломорска (16013) в полном штиле и мареве. Видимость хорошая, даже миражи присутствуют. А через 3 — 4 часа могут быть, и, скорее всего, будут реальных 5 — 6 баллов с 1,5 — 2-метровой волной. Волнение приведет к подъему на поверхность холодных вод — уже на метровой глубине холодно, поэтому нырять не советуем, даже если в полдень температура воздуха дойдет до +30 С.


Соловецкие острова

Итак, выйдя из Беломорска, идем в направлении Соловецких островов. Дело, в общем, нехитрое — море широкое, вдали от берегов особых опасностей вроде нет. Проложите маршрут так, чтобы не проходить вблизи банок — там сулои вас помучают. Если задуло по пути всерьез, то по дороге есть пункт, где можно отстояться при южных и восточных ветрах, — якорное место у мыса Светелка о. Большой Жужмуй. Рассчитывать на отстой возле о. Сенуха не следует — он невысокий и плюс к тому там сильные приливные течения. Если вы двигаетесь вдоль западного берега Онежского залива, то можно укрыться на Кузовах.

При заходе в гавань Благополучия может возникнуть проблема с выходом на Ангарский фарватер — в самом начале его должен выставляться приводной буй. Однако иногда его не бывает. В условиях, когда берег и створ не видны, это достаточно неприятно. Не стесняйтесь перепроверить координаты всеми возможными способами (если есть второй GPS — достаньте его). Ангарский фарватер окружен каменными лудами и сидеть на них не стоит. Ближе к берегу фарватер огражден кромочными буями, но оттуда, где они стоят, берег и створ уже видны и в условиях плохой видимости.

Стоянка на Б. Соловецком теперь возможна только у Тамарина причала — он со всех сторон обкопан до глубин 5 — 6 м, и стоянка у него спокойная, даже если даванет NW — якоря держат. Но стоянка платная (320  руб. / сутки). Можно стоять на рейде, но  опять же  нужен «тузик». К самому монастырю  в собственно гавань Благополучия и в сухой док проход запрещен. Есть один альтернативный вариант, но его надо исследовать — искать проход. Бухта называется Школьная и туда должны (судя по картам) существовать ходы с глубинами не выше 2,5 м даже в самую низкую воду.

Если вы собрались на о. Анзерский, то зайти в Троицкую губу вы сможете и по карте 16018. Стоянка в губе защищена от всех ветров. Особенно если довернуть вправо за мысок и встать на точку приблизительно N  65d 11.1m, E 035d 58.9m — метрах в 50 — 60 от разру- шенного причала и избы, от которой начинается до- рога по острову. Для посещения острова необходимо получить разрешение от монастыря. Основное усло- вие — не мешать монахам и не останавливаться у них на ночь. Однако если вы дадите понять, что вы туристы с опытом — все свое возьмете с собой, включая мусор, и вообще люди правильные, то помех в получении раз- решения не будет. Впрочем, на Анзер некоторые заходят и без разрешения.

Про Заяцкие острова: там скит и лабиринты. Из-за лабиринтов его курирует музей (о. Большой Соловецкий курирует лесхоз) и без экскурсовода не пускают. На островах круглосуточно дежурят охранники Но если все-таки желание присутствует, то заранее детально выясните все в музее и пробуйте — может, вам повезет больше. И не забудьте узнать в лесхозе, потому что все меняется каждый год.